Как часто нам с вами приходится наблюдать восторженные взгляды детей, готовые вместить в себя весь мир. Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Я думаю, вы со мной согласитесь, что передача готовых знаний о мире – далеко не главная задача в воспитании ребёнка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Именно поэтому сегодня, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования экспериментальная деятельность дошкольников получила новый импульс. Теоретической базой наработанного нами опыта послужили труды творческого коллектива специалистов под руководством академика Н.Н. Поддъякова, который в качестве основного вида поисково-исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Понимание этого побудило нас уделять особое внимание организации опытно-экспериментальной деятельности в работе с дошкольниками.На первом этапе нашей работы мы изучили особенности организации воспитательно-образовательного процесса с применением детского экспериментирования и выявили ряд проблем: не прослеживалась система комплексного применения детского экспериментирования; недостаточное оснащение развивающей предметно- пространственной среды; у детей существует потребность в знаниях, но отсутствует устойчивый интерес к экспериментальной деятельности. Для решения данных проблем, на втором этапе наша работа была сосредоточена на создании условий, направленных на развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования. Решая поставленные задачи, мы подготовили ряд методических разработок, дидактические и демонстрационные материалы; Создали в группе и пополнили разнообразным оборудованием Центр детского экспериментирования, представленный различными мини-центрами. В ходе реализации деятельностного этапа наиболее эффективными и популярными стали такие специально организованные формы работы, как: непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования, которую организуем один раз в неделю в соответствии с тематическим планированием;занятия кружка «Знай-ка» проводим один раз в неделю, для работы кружка созданы рабочие программы; традиционные «минутки почемучек» в Центре экспериментирования еженедельно с вовлечением в деятельность родителей воспитанников проводим игры-опыты, эксперименты. В данной работе заслуживает внимания применение как традиционных, так и инновационных методов и приёмов обучения: элементы ТРИЗ по решению изобретательских задач, метод проблемного обучения; приёмы, стимулирующие развитие познавательной активности; приёмы мнемотехники, «чудесная коробочка». Вся система работы пронизана активным использованием технологии проектирования, средств информационно- коммуникационных технологий, стимулирующих познавательную активность ребят. Особое внимание мы уделяем вовлечению родителей в совместную деятельность. Они с удовольствием со своими детьми участвуют в исследовательских проектах, смотрах-конкурсах, выставках. Положительные результаты и эффективность данного опыта были подтверждены на аналитическом этапе работы. В ходе мониторинговых исследований, которые проводились по методикам Юркевич и Прохоровой у воспитанников отмечается достаточно высокая степень продвижения по всем критериям овладения детьми экспериментальной деятельностью. Радует и то, что наши ребят смогли подтвердить теоретические и практические знания и умения в решении проблемных ситуаций с помощью экспериментальной деятельности. Полученные результаты доказывают, что, систематически организуя опытно-экспериментальную деятельность с дошкольниками, мы сможем успешно развивать их познавательную активность, любознательность, наблюдательность. Как говорил Василий Андреевич Сухомлинский: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».